Защита прав потребителя
Общая информация
В гражданских отношениях потребитель является слабой стороной, так как он не занимается предпринимательской деятельностью, не является профессионалом в сфере торговли или не знает всех тонкостей этой деятельности. Его позиция заранее менее выгодна. Поэтому для уравнивания его положения с контрагентом законодатель предоставляет ему особую правовую защиту.

Закон РФ “О защите прав потребителей”, распространяется на отношения, связанные с приобретением гражданином товаров, работ или услуг по следующим договорам:
  1. Розничная купля-продажа;
  2. Бытовой подряд;
  3. Строительный подряд;
  4. Возмездное оказание услуг;
  5. Договор участия в долевой строительстве;
  6. Договор банковского вклада или счета.

В отношении последних двух договоров закон о защите прав потребителей применяется, если иное не содержит специальный закон, посвященный этому виду договора.
Существуют следующие способы защиты нарушенного права:
Обращение в организации по защите прав потребителей
Данные организации оказывают консультативную помощь, то есть могут указать на последовательность действий потребителя. К сожалению, на данный момент этот механизм является недостаточно эффективным, так как организации по защите прав потребителей не обладают широкими полномочиями. Оказывая ими помощь может быть непрофессиональной. Поэтому за помощью лучше обращаться к юристу по защите прав потребителей;
Направление претензии в адрес продавца или изготовителя
В случае, если требования возникают по поводу приобретения товара ненадлежащего качества, возможно обращение как в магазин, так и к заводу-изготовителю. Срок рассмотрения претензии составляет 10 дней. Это означает, что если продавец не исполняет свои обязательства по истечении этого срока после получения претензии, он должен быть выплатить неустойку. Часто претензия не является самостоятельным способом защиты, а лишь предварительным этапом к обращению в суд. Направление претензии не является обязательным условием для принятия судом искового заявления, однако отказ в ее удовлетворении либо отсутствием ответа будет учтено судом. Составить претензию может помочь юрист по защите прав потребителей;
Обращение в суд с исковым заявлением
Данный способ защиты является предпочтительным, так как только этом случае возможно принуждение продавца либо изготовителя. По делам о защите прав потребителей истец освобождается от уплаты государственной пошлины. Исковое заявление также может быть составлено юристом по защите прав потребителей. К иску должны быть приложены документы, подтверждающие доводы заявителя, а также доказательства направления претензии, если она направлялась.
Полномочия юриста:

Полномочия юриста по защите прав потребителей могут быть оформлены посредством доверенности либо письменного заявления в адрес суда. Также юрист по защите прав потребителей может защищать права лица при наличии его устного заявления, внесенного в протокол судебного заседания.

В судебном заседании юрист по защите прав потребителя обосновывает позицию истца, представляет документы и иные доказательства, подтверждающие факт нарушения прав истца. Например, это могут быть фотографии товара, результата работы или услуги, видеозапись. Юрист по защите прав потребителей также может ходатайствовать о проведении экспертизы с целью выяснения, чем вызвано ненадлежащее качество товара, работы либо услуги.

Требования истца, поддерживаемые юристом по защите прав потребителей, могут быть следующими:
  • Возмещение убытков;
  • Замена товара;
  • Уменьшение цены товара;
  • Ремонт товара;
  • Отказ от договора — покупатель возвращает товар, продавец возвращает деньги;
  • Уплата неустойки в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки исполнения требования (по сравнению с обычно взыскиваемой договорной неустойкой, которая исчисляется в сотых долях процента за каждый день просрочки, неустойка по закону о защите прав потребителя достаточно высока);
  • Компенсация морального вреда.
Отказ от договора:

Отказ от договора возможен в случаях, если недостатки товара оказались существенными, то есть если их невозможно устранить, или после устранения он проявляются снова или сумма ремонта оказывается несоразмерной сумме товара.

Законом устанавливаются срок гарантии — срок, в течение которого продавец гарантирует качество товара. Он составляет 2 года, однако продавец или изготовитель вправе его увеличить. Законом для технически сложных товаров также предусматривается срок службы — срок, в течение которого продавец или изготовитель гарантирует, что в товаре не возникнет существенных недостатков. Доказывание существенности недостатка возлагается на истца либо его представителя — юриста по защите прав потребителей.

Существуют и другие требования, не связанные в ненадлежащим качеством товара, работы или услуги, которые могут быть предъявлены потребителем либо его представителем — юристом по защите прав потребителей. Например, требование о ремонте или замене товара может быть предъявлено юристов по защите прав потребителей в случае, если товар был надлежащего качества, однако продавец не разъяснил правила использования товара в случае, если это не явствовало из самого предназначения товара (не было приложено руководство по эксплуатации, инструкция и тому подобное).

Так, потребитель вправе требовать замены товара надлежащего качества, который не подошел ему по тем или иным характеристикам (размер, цвет, фасон и др.). Однако закон устанавливает список предметов, которые не могут быть заменены таким образом:
  • Технически сложные товары (бытовая техника, автомобили, телефоны, телевизоры, часы и так далее);
  • Продовольственные товары;
  • Ювелирные изделия;
  • Парфюмерно-косметическая продукция, бытовая химия;
  • Некоторые виды одежды;
  • Товары личного потребления (расчески, зубные щетки и так далее).
Списки таких товаров исчерпывающие. Они утверждаются Постановлением Правительства. В силу многообразия товаров иногда бывает трудно определить, является ли, например, товар технически сложным изделием или товаром личного потребления.

Судебная практика по защите прав потребителей является сложной и многообразной. Разобраться в ней может помочь юрист по защите прав потребителей.
Часто задаваемые вопросы:
Этапы работы
Правовой анализ перспектив судебного дела и определение рисков
Досудебное урегулирование
споров (составление
претензии, переговоры)
Помощь в сборе
необходимых документов
для суда
Разработка правовой позиции
и подготовка искового
заявления, подача его в суд
Контроль за проведением
исполнительного производства
по решению суда
Помощь в сборе
необходимых документов
для суда
Как со мной связаться?
Консультация проходит в офисе по предварительной записи. Вы можете связаться со мной любым удобным способом, указанным на странице контакты