Статьи

Как работать с дебиторской задолженностью. Часть 1

адвокат гаврилов одинцово юридические услуги консультация юрист юридическая помощь
Бизнес всегда подвержен финансовым рискам. Одной из наиболее частых проблем, с которой сталкиваются предприниматели, является взыскание просроченной задолженности. Если у владельца бизнеса нет постоянной юридической помощи, то этим процессом занимается бухгалтер организации. Знание юридических аспектов этого процесса может помочь быстро и эффективно вернуть средства. В рамках взыскания дебиторской задолженности правильно выстроенный алгоритм действий позволяет не только вернуть дебиторскую задолженность, но и сохранить бизнес и его позиции на рынке, что особенно важно в текущей экономической ситуации.

Операции, связанные с дебиторской задолженностью, состоят из двух основных этапов

- Взыскание в досудебном порядке

- Взыскание в судебном порядке.

- Рассмотрим оба этапа более подробно.

При досудебном взыскании задолженности цель - добиться от другой стороны добровольного погашения долга. Иными словами, это претензионный порядок урегулирования спорной ситуации с недобросовестной стороной. Эта стадия предусмотрена ст. 4 АПК РФ и ст. 132 ГПК РФ. Прежде чем обращаться непосредственно в суд, необходимо урегулировать ситуацию и прийти к компромиссу с другой стороной. Если все разумные сроки возврата долга прошли, а выход из ситуации не найден, наступает второй этап - судебное взыскание. Очень важна досудебная работа, поскольку зачастую проще и быстрее договориться с должником, чем тратить время и деньги на судебные разбирательства.

На первом этапе необходимо проанализировать ситуацию, связанную с задолженностью, и определить стратегию работы по пошаговому алгоритму действий, который эффективен как в переговорах с другой стороной, так и в судебном разбирательстве.

Сбор доказательств, подтверждающих наличие задолженности

Документальные доказательства — это совокупность документов, подтверждающих наличие долга. К ним относятся счета-фактуры, договоры с другой стороной на оказание услуг, акты хозяйственного ведения и другие документы.

Если в организации правильно выстроена система документооборота, то собрать необходимые доказательства не составит труда. Чтобы избежать проблем, стоит помнить, что нельзя допускать устных договоренностей и путаницы в документации компании. Профессиональные и ответственные бизнесмены всегда соблюдают необходимые процедуры. Даже если партнер по бизнесу - близкий знакомый, родственник или друг, этим правилом нельзя пренебрегать. Если другая сторона отказывается подписывать документы и длительное время уклоняется от заключения необходимых для сотрудничества документов, стоит задуматься о том, насколько выгодным и безопасным будет такое партнерство.