Статьи

Как работать с дебиторской задолженностью. Часть 2

адвокат гаврилов одинцово юридические услуги консультация юрист юридическая помощь
Анализ финансового состояния должника

Перед заключением сделки необходимо проанализировать текущее положение контрагента, чтобы избежать возможных рисков. Если договор уже заключен и платежи просрочены, оцените активы, рентабельность и положение должника на рынке. Это поможет определить, есть ли у должника активы для погашения задолженности.

Если в результате анализа выяснится, что должник испытывает проблемы с ведением бизнеса, то лучшим решением будет инициировать банкротство. В случае признания должника банкротом задолженность может быть взыскана за счет средств, вырученных от продажи активов на аукционе.

Оценка экономических проблем, существующих в организации другой стороны, также является эффективным рычагом в переговорах с ней. Обладая этой информацией, можно предложить наиболее выгодные для должника пути выхода из сложившейся ситуации.

Переговоры с должником

Предъявление счетов или угроза судебного разбирательства могут оказаться менее эффективными, чем переговоры с должником. Обсудите причины задолженности и предложите возможные варианты выхода из сложившейся ситуации. Наилучшим решением будет рассрочка или отсрочка платежа. Должникам необходимо оценить, какие расходы они могут понести в случае признания должника банкротом или взыскания долга в судебном порядке. Если дебитор поймет положение должника, встретится с ним и договорится о возможном облегчении долгового бремени, это может стать основой для дальнейшего взаимовыгодного и плодотворного сотрудничества с партнерами.

Документальное оформление соглашения

В случае успешного завершения переговоров необходимо составить дополнительные соглашения, отражающие новые условия урегулирования. Эти документы необходимы как должнику, так и кредитору. Последний может представить эти документы в суд в случае нарушения соглашения, т.е. если платеж еще не произведен или задерживается.

Направление досудебной претензии

Письменная претензия должна быть направлена должнику в следующих случаях

- с должником невозможно связаться;

- переговоры не увенчались успехом;



Обращение с письменным заявлением в судебные органы.

Заявитель должен подготовить письменную претензию, в которой четко излагаются и обосновываются обстоятельства предъявления требований к должнику. Исковое заявление должно быть подано в соответствии с подсудностью арбитражному суду субъекта Российской Федерации:

- Место жительства должника;

- Адрес нахождения должника.

Если данная оговорка о взыскании задолженности предусмотрена сторонами в договоре, то счет направляется в арбитражный суд по месту исполнения договора.

Ответчику дается 30 дней на ответ. Если претензия оставлена без внимания, то следующим шагом является обращение в суд.

Проведенная ранее оценка состояния должника определяет способ взыскания задолженности - в судебном порядке или в рамках процедуры банкротства контрагента.

Судебное разбирательство может длиться от четырех до восьми месяцев. Если ответчик затягивает процесс, этот срок может быть продлен. Что касается процедуры банкротства, то она занимает еще больше времени и может длиться несколько лет.